|
|
|
|
|
|
имеющих собственника) и невостребованных земельных долей сейчас более 30 % от их общего числа.
Изъятие данных земель по решению государства, которое само же не позаботилось о четкой регламентации их оборота, представляется далеко не лучшим решением проблемы. Наиболее очевидный выход, с одной стороны, — установить порядок отказа от права собственности на земельные доли, с другой — упростить процедуру выделения участков в счет земельных долей. Второй вопрос в настоящее время решает общее собрание участников долевой собственности, однако его сложно даже организовать, а добиться принятия на нем решения и подавно. Минсельхоз России рассчитывает с помощью поправок к закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установить более четкий порядок определения состава собственников, проведения собраний и принятия решений. Одновременно предлагается обязать органы местного самоуправления организовывать эти собрания.
Выделению земельных участков из общей собственности и включению их в оборот мешают не только организационные сложности, но и дороговизна сопутствующих процедур по оформлению. Процесс оформления участка связан с его межеванием, которое, по различным оценкам, в среднем по России стоит 15–20 тыс. руб. за гектар. Требуются и другие затратные в плане времени и денег процедуры: непосредственная регистрация участка и получение кадастрового паспорта. Как следствие, на данный момент не более 500 тыс. обладателей земельных паев зарегистрировали свои участки на праве собственности.
Остается надеяться, что, решая проблему неиспользуемых сельскохозяйственных земель и пробелов в регулировании оборота земель в принципе, законодатели будут стремиться к учету интересов всех сторон: государства, местного самоуправления, крупных сельхозпроизводителей и граждан, которые часто хотели бы, да не могут стать полноценными и ответственными собственниками земли.
|
|
|